Педагогические
сценарии использования таймлайнов
Использование таймлайнов в образовательном процессе,
как было сказано выше, наиболее оправданно. Приведем некоторые возможные
варианты их использования применительно к практике учителя истории.
1.
Задание для домашней работы: из текста параграфа нанесите на таймлайн 5 наиболее значимых, на ваш
взгляд, дат упоминаемых в параграфе (для этого необходимо выбрать параграф,
в котором содержится 10 дат и более). Затем в классе происходит проверка
материала: ученики сравнивают свои таймлайны и аргументируют свой выбор;
2.
Каждый ученик с
начала учебного года заводит свой таймлайн, куда после каждого урока заносятся
даты, изученные на уроке. Когда кол-во дат приближается к 100 (максимальное
количество в бесплатной версии), учитель дает задание провести отбор дат, оставив не более 50 (30) самых важных. Через
какое-то время задание повторяется. Таким образом, к концу года формируется 100
наиболее важных дат данного курса, которые даются не учителем в приказном
порядке, а осознанно отбираются учениками самостоятельно. Формируется понимание
относительности значимости события в рамках исторического процесса,
исторического периода, исторической эпохи.
3.
Таймлайны можно
использовать для сопоставления событий.
В 6 классе в первом полугодии изучается история средних веков. За этот период
обучения ученик наносит на линию времени 50 дат. Во втором полугодии изучается
история России в этот же период (с древнейших времён до конца 16 века). И
таймлайн дополняется 50 датами по истории России. Таким образом, события
отечественной истории органически соотносятся с событиями мировой истории.
Таким же образом, процесс может быть организован в 7 классе (I полугодие
– всеобщая история XVI-XVIII веков, II полугодие – история России XVII-XVIII
веков), 8 классе (I полугодие — всеобщая история XIX века, II полугодие –
история России XIX века).
4.
Можно предложить
учащимся с помощью таймлайнов выполнить традиционное задание: расставить события в хронологической
последовательности. Здесь не важна точная дата, но важна правильная
последовательность событий, а таймлайн также позволит расставить интервалы
между событиями, что покажет учителю, насколько учащиеся усвоили взаимовлияние
изученных процессов.
5.
Задание для
групповой работы. Дан текст с пропусками
дат. Более слабые учащиеся выполняют вставку пропущенных дат и наносят их
на таймлайн, более сильные — корректируют
их работу.
6.
Еще одно задание
для группы учеников. Берется небольшой отрезок времени и каждый из учеников
наносит на таймлайн события определенной тематики: политика, наука, литература, искусство, музыка. Такое задание
позволяет преодолевать дискретный взгляд ученика на течение времени (литература
— одно, история — другое, музыка — третье и они в сознании не пересекаются).
7.
На обобщающем
уроке в конце учебного года можно предложить учащимся разбить накопленные за учебный год на таймлайне даты на периоды (с
которыми они знакомились в течение года). Работу также можно сделать групповой:
одни производят разбивку, другие их корректируют.
8.
Можно поступить
противоположным образом: дать список дат
и название периодов и предложить разместить их на таймлайне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий